Доклад заместителя руководителя Секретариата Регионального отделения ВРНС в Московской области, руководителя Юридической службы Московской митрополии иерея Василия Лосева на внеочередном Соборном съезде Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» 14 мая 2025 года: «Миграционная ситуация в Московской области в 2025 году: анализ, регулирование и перспективы».
Московская область, являясь одним из ключевых регионов Российской Федерации, традиционно привлекает значительные потоки мигрантов благодаря развитой экономике, высокой концентрации рабочих мест и близости к столице. Однако, к 2025 году миграционные процессы здесь приобрели комплексный характер, включая социально-демографические вызовы и социальную напряженность.
1. Демографические и статистические аспекты
Общие показатели
Согласно прогнозам Росстата, общая численность мигрантов в РФ к 2025 году достигла 13,1 млн человек.
В Московской области доля иностранного населения составляет 10–11% (около 1,2 млн человек), однако неофициальные источники указывают на присутствие до 4 млн временно проживающих, что связано с неполным учётом нелегальных перемещений.
Особого внимания заслуживает структура миграционных потоков:
- Страны исхода: Доминируют государства СНГ — Таджикистан (31%), Кыргызстан (10%), Украина, Армения, Казахстан (по 9%), Узбекистан (8%). Из стран дальнего зарубежья выделяется Китай, чьё присутствие обусловлено совместными инфраструктурными проектами.
- Нелегальная миграция: 10–15% от общего числа. Основные нарушения — работа вне региона выдачи патента (37% случаев), просроченные документы (29%), трудовая деятельность без разрешения (34%).
Социально-демографический профиль
- Гендерно-возрастная структура: 57% мигрантов — мужчины, 78% — лица трудоспособного возраста (18–60 лет).
- Религиозный состав: 86% исповедуют ислам, 12% — христианство, что создаёт предпосылки для межконфессиональной напряжённости и радикализма, о которых сообщают 62% жителей Подмосковья (данные ВЦИОМ, 2025).
- Влияние на рождаемость: 26% новорождённых в регионе приходится на иностранок и внутренних мигранток. Это усиливает нагрузку на медицинские учреждения, особенно в городах Люберцы и Мытищи. Сохранение этого фактора может оказать влияние на состав местного населения.
Экономический контекст
Мигранты задействованы в ключевых отраслях:
- Строительство — 38% рабочей силы;
- ЖКХ — 29%;
- Сельское хозяйство — 12%.
При этом доля теневой занятости сократилась с 27% (2023) до 22% (2024) благодаря усилению контроля за выдачей патентов и ужесточению санкций.
2. Преступность в среде мигрантов
По данным Прокураторы Московской области, в 2024 году число преступлений, совершённых мигрантами в регионе, выросло на 7%.
По данным МВД России, в январе 2025 года иностранцы и нелегальные мигранты совершили в России на 17,3% больше преступлений, чем за такой же временной отрезок в прошлом году. Из всех 4,4 тыс. правонарушений, совершённых иностранцами, 3,7 тыс. преступлений были совершены гражданами стран СНГ, что на 20,2% больше, чем в 2024-м.
За январь-март 2025 года было зарегистрировано 767 преступлений, связанных с организацией незаконной миграции, что на 32% больше, чем за аналогичный период 2024 года. 1
Необходимо обратить внимание на то, что некоторые действия мигрантов, часто не находя должной правовой оценки, создают риски для правопорядка и социальной справедливости. Например, манипуляции с социальными пособиями, такие как получение выплат на несуществующих детей или сокрытие реальных доходов для сохранения льготного статуса. В некоторых случаях мигранты, практикующие неофициальное многоженство (запрещённое в РФ, но сохраняющееся в рамках радикальных религиозных традиций), организуют схему для незаконного получения повышенных детских выплат. Например: мужчина регистрирует брак с одной женщиной, но фактически проживает с несколькими «сожительницами, каждая из которых оформляет пособия на детей как «мать-одиночка», скрывая факт наличия общего отца. В документах дети записываются на разных женщин, а мужчина уклоняется от официального установления отцовства, чтобы каждая из сожительниц могла претендовать на максимальные выплаты (например, пособия для неполных семей, дополнительные льготы). Подобные действия должны быть квалифицированы в соответствии с уголовным законодательством как мошенничество (ст. 159 УК РФ) или злоупотребление социальными гарантиями (ст. 159.2 УК РФ).
3. Конфликты, возникающие из-за противоречия между индивидуальными интерпретациями религии и нормами принимающего общества
В последнее время участились случаи межкультурных и межрелигиозных конфликтов, связанных с трудностями интеграции мигрантов в принимающее общество. Часто эти противоречия возникают из-за нежелания или непонимания необходимости соблюдать местные нормы и законы. Ярким примером может служить инцидент с гражданином Таджикистана, который потребовал, чтобы его 12-летняя дочь носила хиджаб в школе, ссылаясь на религиозные традиции. Однако в самом Таджикистане ношение хиджабов в образовательных учреждениях законодательно запрещено, что подчёркивает противоречивость подобных требований. Более того, в исламской традиции ношение головного убора не является обязательным для девочек до наступления половой зрелости, что ставит под сомнение религиозную обоснованность такого решения.
Интересно, что хиджаб как элемент одежды исторически не характерен для таджикской культуры — традиционные головные уборы в регионе имели иную форму и символику. Это указывает на то, что конфликт мог быть спровоцирован не столько религиозными убеждениями, сколько влиянием внешних культурных или политических факторов.
4. Законодательные инициативы в Московской области
С 1 января 2025 года введён ряд ограничений, направленных на оптимизацию миграционных процессов:
Постановление Губернатора Московской области от 16.09.2024 № 333-ПГ
"Об установлении на 2025 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Московской области, иностранных граждан, осуществляюших Трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности предусматривает:
- Запрет на трудоустройство иностранцев в социально значимых сферах (здравоохранение, образование, культура), а также в розничной торговле алкоголем и уличном общепите. Данные меры призваны минимизировать конфликты, вызванные языковым барьером, и повысить качество услуг.
- Квотирование: Московская область присоединилась к регионам РФ, полностью запретившим использование патентов в отдельных секторах экономики. На сегодня таких регионов 51.
Постановление Правительства Московской области от 26.02.2024 № 158-ПП «Об утверждении Стандарта обеспечения временными местами проживания работников, не имеющих постоянного места жительства на территории Московской области» предусматривает:
- Создание специальных мест проживания. Владельцы складов, логистических комплексов и торгово-распределительных центров площадью более 30 тысяч квадратных метров должны обеспечить жильем не менее 70% наемной рабочей силы, не имеющей постоянного места жительства на территории Подмосковья.
5. Административный контроль
- Административные штрафы:
- Для мигрантов — штрафы до 50 тыс. руб.;
- Для работодателей — до 1 млн руб. или приостановка деятельности на 90 суток.
- Цифровизация учёта: Запущен онлайн-сервис «Оплатипатент.ру», позволяющий в режиме реального времени проверять статус патентов.
За 6 месяцев 2025 года выявлено 245 административных нарушений.
6. Программы замещения рабочей силы
В рамках сотрудничества с ЕАЭС:
- 5,6 тыс. иностранных работников заменены на граждан России и стран Союза (Казахстан, Беларусь, Армения).
- Доля сотрудников из ЕАЭС выросла до 20%.
7. Межведомственная координация
Губернатор Московской области А.Ю. Воробьёв году инициировал комплекс мер по регулированию миграции, основанный на межведомственном взаимодействии. Ключевые аспекты включают следующие факторы:
1. Рост жалоб на мигрантов, в том числе в отношении нарушения миграционного законодательства, неуважение к местным традициям, религии и культуре. Среди предложений — комплексное решение миграционных проблем. Внедрение организационного набора и ряда законодательных инициатив в области миграционной политики, которое позволит создать более прозрачную и контролируемую систему. Усиление контроля за соблюдением миграционного законодательства. Уже реализуется запрет на приём в образовательные учреждения региона детей мигрантов, незаконно находящихся на территории Российской Федерации.
2. Рост преступности среди иностранных граждан вызывает серьёзную обеспокоенность. Предлагается усиление принятие дополнительных мер по профилактике экстремизма и обеспечению безопасности местных жителей, в особенности детей.
3. Языковая проблема: внедрение обязательного тестирования по русскому языку для иностранных работников чувствительных сферах позволит обеспечить более эффективное взаимодействие между мигрантами и местными жителями.
4. Сохраннее национальной, культурной и религиозной идентичности Подмосковья Укрепление гражданского единства, сохранение самобытности и этнокультурного многообразия народов Московской области. Поддержка русского языка как государственного и средства межнационального общения. Гармонизация межнациональных и межрелигиозных отношений, профилактика экстремизма и конфликтов. Создание условий для социального благополучия, межнационального и межрелигиозного согласия.
8. Прогнозируемые риски и возможности
Вызовы
- Социальная напряжённость: Риск радикализации маргинализированных групп на фоне культурных и религиозных различий.
- Рост преступности. В январе 2025 года иностранцы и нелегальные мигранты совершили на 17,3% больше преступлений, чем за такой же временной отрезок в прошлом году.
- Демографический дисбаланс: Увеличение доли иностранных рожениц до 30% к 2026 году (прогноз Минздрава МО). Постепенное замещение местного населения.
- Рост инфраструктурной нагрузки: Нагрузка мощностей школ, поликлиник и роддомов в муниципалитетах с высокой концентрацией мигрантов, финансовая нагрузка на выплаты социальных пособий.
Позитивные факторы
- Снижение нелегальной занятости до 18% (2024 — 25%).
- Рост числа высококвалифицированных мигрантов (+12% за год), особенно в IT и медицине.
9. Заключение
Миграционная политика Московской области к 2025 году совершила принципиальный переход от ситуативного реагирования к долгосрочному стратегическому планированию. Однако сохраняющиеся вызовы — хроническая перегрузка инфраструктуры, рост межкультурной, межрелигиозной напряжённости и угрозы радикализации, социальной дезинтеграции, рост преступности — требуют пересмотра подходов. Достигнутые результаты, включая сокращение теневой занятости и создание межведомственных координационных центров, показывают лишь частичную эффективность мер.
Ключевой проблемой остаётся фокусировка на симптомах, а не на источниках миграционных рисков. Регион продолжает бороться с последствиями (нелегальный сектор, этнические анклавы), игнорируя первопричины: дисбаланс спроса на дешёвую рабочую силу, слабую адаптационную политику и отсутствие чётких культурно-ценностных ориентиров для новоприбывших.
Действующие механизмы контроля — введенные ограничения, ужесточение квот — не обеспечивают системной защиты исторической национальной, культурной и религиозной идентичности Подмосковья. Без перехода к жёстким демографическим фильтрам (языковые тесты, проверка лояльности к традициям региона), масштабной защиты прав и интересов коренного населения, а также законодательного закрепления приоритета местных кадров миграционная политика обречена воспроизводить кризисы. Только баланс между прагматичным привлечением трудовых ресурсов с применением оргнабора и бескомпромиссной защитой исторического социокультурного и религиозного ядра региона может обеспечить устойчивое решение миграционных проблем.