Период с VIII по IX век в Церкви именуется периодом иконоборчества. Иконоборцы, опираясь на буквальное толкование ветхозаветного запрета на изображения (Исх. 20:4–5), объявили иконы идолами, а их почитание — ересью. Однако, иконоброчество возникает не на пустом месте, а является ответом на проявившиеся крайности в народном почитании икон. Пример, ставший уже академическим: с чудотворных икон соскабливали кусочки краски и примешивали в евхаристическое вино.
В начале VIII века некоторые епископы из Малой Азии выступили против почитания икон, уйдя в другую крайность. На протяжении всей истории Господь удерживал Церковь от принятия крайностей, направляя ее к Истине посередине. И если поначалу иконоборцы выстраивали свою критику опираясь лишь на стих из Исхода, то со временем у них выделилось две партии. Первая требовала полного уничтожения и отказа от икон, некоторые отрицали почитание святых мощей, а особо рьяные иконоборцы даже доходили до отрицания почитания Богоматери и святых. Параллельно с этим, существовало и умеренное течение, сторонники которого допускали изображения в Церкви, но не могли определиться как к ним относиться: кто-то призывал отказаться от икон полностью, кто-то только от икон Богородицы и святых, но оставить икону Спасителя и т.д. Для решения одной крайности, была придумана другая крайность, что вылилось в затяжной богословский спор.
Защитники Православия с первых шагов иконоборчества понимали ту опасность, которую оно несет для самого главное догмата христианства — Боговоплощения. Профессор Успенский Л.А. отмечает, что если сам факт существования иконы основан на воплощении второго Лица Святой Троицы (Сына божьего), то и наоборот — реальность воплощения подтверждается и доказывается иконой. Таким образом, иконопочитателя защищали не некие эститетически приятные образы, но саму основу христианской веры.
Иконоборчество была поддержано византийскими императорами Львом III Исавром и Константином V Копронимом, как предлог для борьбы с монашеством. Их привлекало богатство монастырей, которые можно было бы потратить не на помощь ближнему, а на многочисленные войны с варварами, теснивших границы империи.
В 754 году состоялся иконоборческий собор в Иерии, что в пригороде Константинополя. «Собор» осудил почитание икон, назвав его «идолопоклонством», но не тронул почитание святых мощей. Также этот собор анафематствовал константинопольского патриарха Германа и преподобного Иоанна Дамаскина, которые были убежденными сторонниками иконопочитания. «Официальное» осуждение дало начало жутким гонениям на икопочитателей и святые образы. Прмч. Стефан Новый, пользовавшийся большим авторитетом среди иконопочитателей, был предан мучениями и казнен, а спустя год на ипподроме Константинополя состоялось глумление над монахами, устроенное на приказу императора. Древние иконы сжигались, великолепные росписи в храма закрашивались узорами. Уничтожалась сама история христианской Византии! Многие монахи были вынуждены бежать в отдаленные районы империи, унося с собой святые иконы…
Убежденная иконопочитательница св. Ирина, ставшая регентом при малолетнем императоре Константине VI, созвала в 787 году VII Вселенский Собор, осудивший иконоборчество. На соборе была дано четкое разделение между поклонением, которые может распространяться на многие священные предметы, и служением, подобающим только Богу.
Однако иконоборчество не исчезло полностью, но лишь продолжило медленно угасать. Войны на границах империи продолжались и далеко не всегда они были удачными. Поражения зачастую связывались с почитанием икон, что привело к новому витку поддержки иконоборчества императорами. Император Лев V Армянин, стремясь укрепить свой авторитет, вновь восстановил иконоборчество. В течении 30 лет продолжались гонения, пока в 843 году не состоялся Поместный Константинопольский Собор, который восстановил иконопочитания. Именно это событие и стало называться Торжеством Православия.
Статью подготовил магистр богословия, иерей Глеб Тихашин, заместитель председателя отдела по делам молодежи Выборгской епархии, специально для Санкт-Петербургского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора.