Среди представленных работ: портрет Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с фотографией его деда — исповедника веры иерея Василия Гундяева; фотография телеведущего и ученого Н.Н. Дроздова, стоящего в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве у раки с мощами его родственника — святителя Филарета Московского; портрет протоиерея Сергия Правдолюбова, священника в шестом поколении, в роду которого 11 святых (отец Сергий сфотографирован в епитрахили деда — священномученика Сергия Правдолюбова).
На афише выставки — фотография протоиерея Владимира Вигилянского, настоятеля храма мученицы Татианы при МГУ, держащего в руках икону с изображением своего святого предка — праведного Алексия Бортсурманского.
«Обычные» люди становятся героями фотопортретов отца Игоря не реже, чем известные. Большинство из них — прихожане Татианинского храма, где отец Игорь служит с момента диаконской хиротонии. «Любой приход — это "великое в малом". Там совершенно разные люди: разных возрастов, разного уровня образования, разных культурных установок, но они вместе. В основном, конечно, это люди творческие, глубокие, думающие и поэтому духовные. Они молятся, размышляют о стране, о своей судьбе, о своем роде (то, к чему мы все призваны), и это отражается на их облике», — отметил доцент Московской духовной академии архимандрит Симеон (Томачинский), руководитель культурно-просветительского центра Свято-Троицкой Сергиевой лавры «Киновия», при поддержке которого проходит выставка (его путь в Церкви также начался и до сих пор связан с Татианинским храмом).
«Многие из героев моих фотографий в прямом смысле слова потомки святых или приняли веру от своих родителей. Другие же самостоятельно пришли в храм уже в зрелом возрасте. Но все мы в равной степени наследники русских святых. А выставка — собирательный портрет Русской Церкви, какой я вижу ее изнутри», — говорит отец Игорь о своих работах. Все представленные на выставке фотографии выполнены в оригинальной авторской технике — прямой печати на досках с лакировкой и ручной полировкой.
***
Богослов.ru задал священнику Игорю Палкину несколько вопросов об особенностях работы православного фотографа.
— Сейчас у многих приходов есть штатные фотографы. Часто они не могут придумать, как снять что-то новое и интересное, если из года в год круг богослужений и праздников повторяется.
— В фотографии есть очень много жанров, не только репортаж с богослужений. Это и пейзаж, и интерьер, и натюрморт, и портрет. Или можно сделать фотопроект, который может быть растянут во времени вокруг одного человека или идеи. Мне кажется, надо шире смотреть на свою задачу и погружаться в разные жанры, и тогда все будет очень разнообразно. Жизнь будет интересна фотографу, потому что он будет знакомиться с разными людьми, с прихожанами, посмотрит на их жизнь за пределами храма. Очень полезный труд!
— Как начинающему фотографу перебороть страх? К примеру, поставили задачу отснять службу…
— Опыт — сын ошибок трудных!
— Что Вас больше всего вдохновляет? Что Вам больше нравится снимать как фотохудожнику?
— Фотография может стать искусством абсолютно в любой момент. В этом есть некое чудо: в результате сочетания и игры света и тени происходит преображение, казалось бы, совершенно обычного сюжета, предмета или человека, и раскрывается какая-то новая глубина. Вот это чудо — оно и вдохновляет. А время года, помещение и другие обстоятельства для меня не имеют никакого значения.
Моя специализация — репортажное сопровождение Патриарха, поэтому все, что вы видите на выставке, — «внеклассная работа». Это просто отдых, развлечение. Если я иду с фотоаппаратом, и вдруг вижу то самое сочетание прекрасного, выразительного, я просто стараюсь его сохранить на память. Это немножко игра, поэтому все получается легко и радостно.
— То есть фотографу необходимо прежде всего умение видеть красоту?
— Я не назвал бы это красотой — назвал бы выразительностью. Потому что, когда говорят «красивое изображение» или нечто подобное, это звучит как-то слащаво и не всегда справедливо. Мне кажется, выразительность — более точное слово. Хорошо, когда в фотографии возникает нечто, выражающее то, что есть внутри, или за кадром, в мыслях.
Ранее выставка была представлена в столичном парке искусств «Музеон» на Крымской набережной, в галерее ВХУТЕМАС при Московском архитектурном институте (МАРХИ).
Адрес музея: г. Сергиев Посад, просп. Красной Армии, 144.
Богослов.ru/Патриархия.ru